Увы, на вопрос о рынке в области информационной безопасности любой специалист по ЗИ ответит что рынок "молчит". Долговременно или нет но констатирую извесный факт - рынок ИБ находится внизу экономической сферы. Дело касается не только темы персональных данных, защиты коммерческой тайны и технической защиты конфиденциальной информаци в общем, дело так же касается узких областей в данной сфере.
Жучиный вопрос...
Есть такая область в сфере ТЗИ - обследование помещений на предмет устройств незаконного съема информации, тоесть "жучков". Все мы с детства воспитаны на шпионских фильмах про Джеймса Бонда, в сюжете которых, главный герой активно пользуется разного рода шпионскими средствами. "Агент" проникает в тыл противника, считывает информацию с помощью приборов с компьютеров, снимает видео на встроенную в ручку камеру и так далее... А в реальности?
В реальности, естественно, далеко не все показанное в кино возможно, но факт - возможно.
В европейских странах и США подобная деятельность в области защиты информации давно реконструировалась в бизнес сферу и активно пользуется спросом. Почему же в России столь выгодному виду деятельности уделяется мало внимания. Сложно получить лицензии ФСТЭК и ФСБ? Не сложно. С 90х годов в России существует достаточно компаний, оказывающих подобные услуги.
Но рынок, как извесно "молчит".
Почему? Во первых, эти услуги достаточно дорогие, во вторых - малый спрос. Кому необходимо искать у себя в организации микрофоны, камеры и.т.д? В основном тем организациям, которые ведут работы с предприятиями, связанными с государственной тайной или с крупными компаниями, имеющими филиалы за границей. А таких не много. Как показывает практика - Лицензиатов больше чем потенциальных клиентов. В третьих - менталитет. Увы менталитет российского бизнесмена заставляет своего владельца всячески отторгать подобные "инновации". Удручает мнение, бытуемое среди бизнес сообщества: "нам это не нужно, нас это не коснется".
Лицензиат спросит : "Откуда вы знаете? Может быть уже коснулось..." и получит ответ: "Нет причин".
Не стану лить воду про обиженных сотрудников, мстителей или сумасшедших. Но подниму вопрос о конкуренции в любой сфере бизнеса. Если кто то беспокоится за свое "ноу-хау" тот найдет способы и меры защиты. И вот очередной момент поставивший жирный минус рынку ЗИ - не так уж много "ноу-хау" в сегодняшнем бизнесе. Действительно, казалось бы, развиваются информационные технологии, прижилось в стране "свободное" бизнес сообщество, бизнес стимулируется, введена упрощенная система налогооблажения и.т.д. А рынок "молчит".
Вынужден обратить внимание читателя на то, что современный бизнесмен ориентирован в область продаж и услуг. А рынок просит подхода к производству. Только на производстве может родиться крупное "ноу-хау", требующее подобных мер защиты. Так же, современный бизнесмен, в основном, имеет мнение, что новую сферу бизнеса открыть практически не реально. Куда ни взгляни, в любом деле конкуренты, даже в сфере разработки настольных игр и производстве леденцов активно сверкают виртуальные таблички с надписью "Занято".
Еще одно отличие Европы...
Очередное отличие европейского рынка от российского заключается в гласности происшествий. Прочтите журналы по ИБ, статьи в европейских газетах, или прогуляйтесь по интернету и вы увидите много тому примеров. Таким образом происходит стимуллирование рынка европы. В данном случае играет роль простая, человеческая психология - "услышал плохую новость, принимай меры, чтобы того же не произошло с тобой". Увы, господа, российский бизнесмен держит верность принципам негласности инцидентов. Соответственно и стимулирования рынка, даже методом "сарафанного" радио - не происходит.
О персональных данных...
Вновь касаясь темы персональных данных, хочу заметить, что в этой области слабые подвижки все таки есть. В последнее время все чаще происходят конференции, встречи, выставки в том числе и на государственном уровне. Только результат, все равно, оставляет желать лучшего...
В области персональных данных, кроме проблем стимуляции рынка, и менталитета российского купца, существуют проблемы, связанные с законодательством. Нет достаточно - компетентно составленных нормативных актов, утверждающих порядок защиты ПДн, и тем более подтверждения защищенности. Не буду сильно углубляться в суть вопроса, об этом я писал ранее. Объясню ход своих мыслей следующим образом: практически в любом нормативном акте, законе, постановлении и.т.д. в сфере персональных данных, фигурируют в основном общие фурмулировки, конкретики, к сожалению мало. Встречаются случаи, когда некоторые документы противоречат друг другу, либо законодательству в иных областях.
О специалистах...
Столь же актуален вопрос образования в сфере защиты информации. ВУЗы выпускают не компетентных специалистов, не готовых к будующей профессии в принципе.
От чего же? Не от того ли что качество преподавания оставляет желать луьшего и студенты ВУЗов не видят себя в будующем работниками в области ЗИ? Не от того ли, что в связи с соответственно малым спросом специалисты по ЗИ, только что окончившие ВУЗ не могут найти себе работу и набрать практический опыт. Не от того ли, что вновь мы сталкиваемся с вопросом "а зачем тебе учеба"? В ответ на который часто слышим - "Диплом получить, по тому, что в России без бумажки ты букашка, да и не с каждой бумажкой повезет хорошо устроиться".
Обобщаем тираду...
Вывод из сказанного выше известен: Предложение превышает спрос, нет стимуляции рынка ИБ, нет достаточно компетентных специалистов в сфере персональных данных по тому что сфера в низу экономики, нет надежды, что специалисты-выпускники обладают необходимым багажем знаний и навыков, законодательство в сфере ИБ и ПДн в чсности, развито не достаточно для нормального ведения деятельности...
Ввиду выше сказанного развитие области информационной безопасности, в частности ТЗИ и защиты персональных данных медленно "ползет" в неизвестном направлении.
Что делать?
По моему мнению, необходимо, во первых создать достаточную законодательную основу для осуществления деятельности. Серьезно подкорректировать ФЗ 152 и иже с ним.
Организовать на правительственном уровне систему контроля по подготовке специалистов вобласти защиты информации и реорганизовать современные планы обучения специалистов в этой области.
На правительственном уровне "стимулировать рынок ИБ". А современному российскому бизнесмену пора несколько пересмотреть принципы гласности и негласности инцидентов.
Конечно, ни кому не хочется терять лицо при общественном обсуждении инциндента, но думаю что многим прийдется по душе мысль, о приобретении положительной репутации при раскрытии инцендента или недопущении такового.
Возьмем пример с иностранных компаний, когда таковые объявляли о выдаче денежной награды "хакерам", которые смогут взломать ИТ защиту этих компаний.
Почему директора иностранных компаний решались на подобные шаги?
Во первых они были уверены в защите своих серверов, а во вторых, компания приобретала положительную репутацию при каждой неудачной попытке взломщика осуществить задуманное. А тех, кому удавалось, мигом брали на работу, получив отличного специалиста.
Наряду с этим, как раз и происходила стимулляция рынка услуг в области ИБ.
В общем - необходимо меняться, уважаемые бизнесмены...
Комментариев нет:
Отправить комментарий